Статьи

Интервью с Ксенией Лоренс, руководителем студии Индийского классического танца «ORIENT»

Мы встретились с Ксенией в уютном кафе на Загородном проспекте. Я вижу перед собой красивую, яркую женщину. Очень стройная брюнетка, с прекрасной осанкой, правильными чертами лица. Я видел ее на сцене, в ослепительном костюме для классического индийского танца Бхаратанатьям. Яркие цвета костюма, блеск золотых украшений, сценический макияж – она была похожа на танцующую многорукую статую. Мне очень интересно рассматривать ее вот так, в реальности. После кратких приветствий и знакомства я готов задать свой первый вопрос.

- Ксения, мне известно, что вы долго и углубленно занимаетесь индийским храмовым танцем. Вы замечательный исполнитель и уважаемый преподаватель этого вида искусства. Расскажите, пожалуйста, как вы пришли к теме индийского танца, с чего это началось для вас?
Моя собеседница медлит с ответом. За окном погожий сентябрьский день, нарядные, еще по- летнему одетые люди спешат по своим делам мимо окон кафе. Ксения смотрит в окно на прохожих, обдумывая свой ответ. Для меня очевидно, что она не очень любит говорить о себе. У большинства артистов, знаменитых и не очень, всегда есть наготове небольшой текст о своей истории, своей карьере, основных вехах своей биографии. Ксения же искренне и серьёзно размышляет над ответом, и только спустя минуту начинает говорить, словно заглядывая в прошлое.
- Хм, - улыбается она - боюсь очень точно я не смогу вам ответить. Будучи человеком творческим - я пробовала себя в разных сферах: играла в театре, занималась пантомимой, обучалась в школе моделей, также был небольшой опыт в кино. Индийское искусство танца всегда было мне интересно. Были первые попытки заниматься танцем у Татьяны Рымаревой. Затем был перерыв в творчестве, у меня появились дети. Потом я снова искала. Желание заниматься индийским танцем меня не оставляло, и я нашла ещё одного учителя здесь, в Петербурге. Я занималась танцем в компании очень хороших, интересных людей, со многими я до сих пор поддерживаю отношения. Ещё одним толчком к изучению индийского танца стал мастер-класс Рани Рамасвами (Рагамала Ди). Это не был храмовый танец, но я уловила само состояние, улыбка не сходила с лица ещё очень долго после этого! Пожалуй, тогда я впервые задумалась о поездке в Индию для обучения. Не могу не упомянуть с благодарностью индийского учителя танца Прасана Джи, который дал почувствовать подлинный вкус и настроение индийского танцевального искусства. А привезла мне контакты моей Гуру и передала через Прасану – Ирина Даранова, мастер Калари Пайяту. Так у меня появился адрес, контакты моего учителя, главного учителя в моей жизни – госпожи Шьямалы Сурендран.

- Пожалуйста, вот с этого момента поподробнее! Я наслышан об этой замечательной личности от ваших учеников. Расскажите, как состоялось ваше знакомство, с чего всё началось?
- Всё очень просто. Я ей написала, что хотела бы обучаться в её школе, и она ответила согласием. Я взяла детей и поехала.
- Всё так просто? Думаю, всё же это не было легко?
- Конечно, не так уж и легко, - улыбается Ксения. – В 2004 году, когда я только приехала, было не просто, учитывая, что процессы в школе Дхарани были бурные, много классов, много танцев, выступлений, ежедневная практика. Но обучение в Дхарани это очень счастливый период моей жизни! Я по сей день ежегодно езжу туда, чтобы продолжать общаться с моим драгоценным учителем.
- Ксения, расскажите, сколько времени занял ваш путь от обучения в Индии до начала преподавания здесь, в России?
- Да почти сразу пришлось начать преподавать! – смеется Ксения. – Как только я вернулась с новыми танцами, с новыми знаниями, мои друзья сразу сказали: «Делись!». Так что долго размышлять не пришлось, пришлось сразу начать делиться. С этого и началась студия «ORIENT». Было много самостоятельных занятий, очень большой объем знаний пришлось осваивать. О сцене, выступлениях и концертах поначалу не было и мыслей. Но вскоре начались интересные проекты, сотрудничество с музыкантами и артистами. Уже в 2006 году мы с Ларисой Рогоза пригласили госпожу Шьямалу Сурендран сюда, в Петербург, с первым проектом: концертом и мастер-классами. С тех пор так и продолжается. Сюда она приезжала несколько раз, приезжали с выступлениями её ученики, мои друзья и коллеги из Германии, Венгрии, Франции. Я тоже ездила в эти страны с мастер-классами и концертами, своими и совместными с моим учителем тоже. Конечно, с 2020 года эта внешняя активность вынужденно была приостановлена. Но мы занимались в прежнем режиме, внутренние процессы шли своим чередом.

- Расскажите, в каком виде ваша студия существует сейчас?
- В настоящее время мы пересматриваем работу студии, думаю, что теперь преподавать смогу не только я. Надеюсь, часть моих учеников сможет съездить в школу Дхарани. Я считаю, что знакомство с культурой индийского танца на её родине это замечательная возможность понять, ощутить, впитать её подлинную суть. Такая поездка также даст возможность узнать ближе нашу Гуру-джи, совершено уникальную, замечательную женщину!
- Какие проекты вы задумываете на ближайшее время. С какой примерно частотой происходя ваши выступления и выступления учеников вашей студии?
- О больших проектах пока ничего не могу сказать, что-либо планировать в настоящее время очень сложно. Но наши студийные концерты, конечно, происходят регулярно, хотя бы дважды в год. Выход на сцену я считаю важной частью обучения. Индийский храмовый танец – это, в значительной степени, театральное искусство, и ученики обязательно должны пробовать себя на сцене, пусть для начала с небольшими вещами. Конечно, это дело добровольное. На сцену ученики выходят, когда чувствуют, что готовы попробовать.

- Пожалуй, у меня есть ещё вопрос. Вот смотрю на вас и вспоминаю, как видел вас на сцене в потрясающем костюме, со сложными украшениями на голове. Это ведь, наверное, отдельное искусство, надеть правильно этот сложный классический костюм?
- Да, тут требуется опыт и сноровка. Сценический грим тоже отдельная история. Мы обязательно учимся одеваться, наносить грим. И на первые выступления помогаем новичкам надеть костюм правильно и быстро, сделать прическу и закрепить многочисленные украшения, чтобы они не смещались и не мешали танцевать.
- Да, бхаратанатьям кажется очень динамичным, активным стилем. Пожалуй, внешне он даже чем-то напоминает боевые искусства. Вы упоминали в начале беседы Калари Пайятту.
- Для меня, пожалуй, нет. Скорее он сильный, динамичный, и в то же время скульптурный. Бхаратанатьям считается одним из древнейших храмовых искусств. Штат его происхождения Тамилнаду. Как уже говорили – динамичная, геометричная в движениях форма драматического искусства.

- Расскажите, пожалуйста, о стиле Мохиниаттам, который как я понял тоже на очень высоком уровне преподается в вашей студии.
- Стиль Мохиниаттам родом из штата Керала. Издревле его исполняли только женщины. Это мягкая, грациозная форма драматического искусства. Если вы любите сравнения, то я бы представила Бхаратанатьям как яркое полуденное солнце, с его прямыми и горячими лучами. А Мохиниаттам в этом случае можно сравнить с мягким утренним солнцем на рассвете. Его исполняют в традиционных, белых с золотом костюмах.
- Да, на сцене это выглядит очень красиво – многофигурные скульптурные композиции, которые плавно и синхронно движутся.
- Да, оба эти стиля очень гармоничны. Занимаясь ими, человек входит в гармоничные ритмы, и это очень приятные ощущения.
- Наверное, научиться и запомнить все эти сложные движения и длинные композиции нелегко?
- Нелегко, но оно того стоит, поверьте, – улыбается Ксения.

Ксения спешит на репетицию, поэтому мы заканчиваем интервью и прощаемся. Мягкое сентябрьское солнце заглядывает в окна кафе, и я вспоминаю ее сравнение танца с солнечными лучами. Это так близко человеческой природе! Все мы в разной мере солнцепоклонники. Танец был всегда важной частью жизни человека, необходимой его составляющей. А когда танец является молитвой - это удивительно и волшебно.
Made on
Tilda